В «Рособоронэкспорте» состоялось расширенное заседание Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей России.

Открывая заседание, первый заместитель исполнительного директора СоюзМаш России Артем Ажгиревич рассказал о результатах 4-го Съезда Союза машиностроителей России, состоявшегося 19 апреля, и включении в резолюцию Съезда основополагающих для развития отечественного машиностроения решений: в  том числе, формирование новых инструментов государственной промышленной политики и мониторинг выполнения промышленных государственных программ;  создание специализированных технологических центров (инжиниринговых фирм) с целью получения лучшей мировой практики и опыта инжиниринга.

>>>> Протокол заседания

Артем Ажгиревич особо отметил, что при реализации совместных проектов в России  проблема защиты отечественных производителей стоит остро. «Необходимо преодолеть ряд ограничений на доступ к поставкам производителей отечественного импортозамещающего оборудования. Так, на строящихся в России объектах нефтепереработки иностранными лицензиарами применяются зарубежные требования, нормы и материалы. Мы предлагаем ввести требования к проведению на территории РФ экспертизы крупных и базовых проектов в промышленности, разрабатываемых зарубежными лицензиарами при  реализации инвестиционных проектов, включая норму, устанавливающая приоритетность требований российских стандартов при проектировании и изготовлении оборудования», - сказал он,  акцентировав внимание на необходимости создания условий и разработке механизмов для стимулирования роста доли потребления российской машиностроительной продукции на внутреннем и зарубежном рынках, включая субсидирование пилотных поставок продукции, логистических затрат и опережающего развития сервиса.

Кроме того, Первый заместитель исполнительного директора СоюзМаш России проинформировал участников о том, что по итогам заседания Экспертного Совета по нефтегазовому и тяжелому машиностроению при Комитете Государственной Думы по промышленности, состоявшегося 8 апреля в  Самаре с участием Комитета тяжелого машиностроения, были сформированы и направлены Председателем Экспертного совета, Первым зампредом Думского Комитета по промышленности, Первым вице-президентом СоюзМаш России Владимиром Гутеневым в Правительство РФ  на имя вице-премьера Аркадия Дворковича актуальные вопросы и пути их решения для развития отраслей тяжелого и нефтегазового машиностроения России. «Ряд положений был внесен в итоговую резолюцию промышленно-экономического форума партии «Единая Россия», который под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева прошел в июне в Магнитогорске. Наша  работа с целью получения соответствующих поручений Правительства Российской Федерации продолжается», - сообщил Ажгиревич, отметив, что при этом актуальной задачей остается осуществление экспортно-ориентированного импортозамещения с применением инструментов государственной поддержки Российского экспортного центра и развития соответствующего потенциала отечественных машиностроителей.

О развитии участия российских производителей нефтегазового и тяжелого машиностроительного оборудования в экспортных поставках и инструментах государственной поддержки, а также инструментах  РЭЦ представил доклад генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Петр Фрадков. Он отметил, что несмотря на то, что предыдущий год был тяжелым для производителей продукции тяжелого машиностроения, в частности, произошло снижение объемов поставок продукции, по некоторым наименованиям продукции все же отмечена положительная динамика и рост по ряду показателей. Фрадков подчеркнул, что для развития отрасли необходима госпрограмма поддержки, субсидирование процентной ставки, и в этой связи возрастает значение совместной деятельности представителей отрасли тяжелого машиностроения в рамках Союза машиностроителей России.

Председатель Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей России, генеральный директор ПАО ОМЗ Михаил Смирнов рассказал о выполнении решений заседания Комитета по тяжелому машиностроению от 4 марта 2016, особо отметив важность экспортной повестки настоящего заседания. 

Также Михаил Смирнов прокомментировал предложения по развитию отраслей тяжелого и нефтегазового машиностроения Российской Федерации, сформированные по итогам заседания Экспертного Совета по нефтегазовому и тяжелому машиностроению при Комитете Государственной Думы по промышленности, состоявшегося 8.04.2016 в г. Самаре, и направленные в Правительство Российской Федерации.

Обозначенные предложения включали такие важные для развития промышленности вопросы, как обеспечение справедливых условий договоров между заказчиками и производителями продукции нефтегазового и тяжелого машиностроения, установление требований к проведению экспертизы проектов, экспортную поддержку, субсидирование логистических затрат на поставку российского тяжелого и нефтегазового машиностроительного оборудования, включение отраслей тяжелого и нефтегазового машиностроения в перечень неотложных мероприятий по поддержке отдельных отраслей экономики, утвержденный Правительством Российской Федерации.

В приветственном слове заместителя директора Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России Олега Токарева основное внимание было уделено реализации государственной промышленной политики в отрасли машиностроения, применению существующих и развитию новых инструментов – льготного лизинга, поддержки пилотных партий продукции и другое.

Заседание продолжилось выступлениями представителей предприятий отрасли и участников заседания, посвященными вопросам развития экспортного потенциала выпускаемой продукции и мерам государственной поддержки, а также актуальным вопросам развития отрасли, включая стандартизацию и меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. В частности, в докладе технического директора ОАО «ВНИИНЕФТЕМАШ» Владимира Головачева основной акцент был сделан на  гармонизации российских и зарубежных стандартов для участия отечественных производителей нефтегазового оборудования в крупных инвестиционных проектах заказчиков.

Кроме того, в рамках заседания участники обсудили необходимость введения мер таможенно-тарифной защиты в отрасли тяжелого машиностроения, а также ряд актуальных вопросов развития отрасли тяжелого машиностроения.

Подводя итоги заседания, участники отметили, что для развития отрасли необходимо внесение изменений в закон о промышленной политике, а также изменения в самой психологии инвестиций: крупные корпорации и предприятия России должны вкладывать финансовые ресурсы в российскую промышленность, а не в иностранную. Для этого, в частности, уже предприняты определенные шаги и принят ряд соглашений по контролю за крупными инвестпроектами, в рамках которого должны быть предусмотрены средства на развитие отечественного машиностроения.

Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.